Актуально

Импорт и экспорт в условиях бана: как работать российскому бизнесу

Какие санкции стали критичными для российской логистики и с какими вызовами столкнулись отечественные компании
Логистика — лакмус международных отношений. Постепенно отрасль адаптируется к новым реалиям и начинает активно развиваться. О том, с какими вызовами столкнулись отечественные компании и о путях трансформации логистики в эпоху перемен — анализирует Дмитрий Хомутов, советник генерального директора ООО «Джаст Логистик».

Несмотря на западные санкции, в России по-прежнему можно купить продукцию ушедших из страны брендов — это лишь вопрос времени и денег. Из-за ограничений и нарушения привычных логистических цепочек стоимость международных перевозок выросла в несколько раз, но грузоотправители готовы переплачивать, лишь бы их товары достигали пункта назначения.

Сегодня основные логистические пути проходят через Турцию, страны СНГ, Ближнего Востока и Азии, а также некоторые дружественные государства ЕС. Конечно, товары двойного назначения ввезти в РФ сложно — немногие готовы брать на себя риск вторичных санкций. В то же время, позиции из «стоп-листа», не имеющие прямого или косвенного отношения к оборонной промышленности, в Россию привозят. При этом запрет на въезд фур с российскими номерами на территорию ЕС увеличил сроки и стоимость поставок в среднем до 10%, а грузы на таможне стали проверять внимательнее, строже и жестче. Все это приводит к увеличению издержек, росту стоимости перевозок и непредсказуемым срокам доставки.

Параллельный импорт простыми словами — ввоз в Россию оригинальных товаров без разрешения правообладателя. Это не контрафакт: ввозить можно только оригинальную продукцию из списка Минпромторга. На таможне импортер должен показать все документы на грузы из-за рубежа, подтвердить их оригинальность и легальность. Торговать параллельным импортом разрешено в любых магазинах при условии, что продавец соблюдает все те же законы, что и для обычных товаров: хранит документы, маркирует товары в системе «Честный знак», если это нужно, предоставляет гарантийное обслуживание.

Больше всего препятствий возникает при перевозке оборудования для машиностроения, приборостроения, химической или обрабатывающей промышленности — санкционные списки позволяют наложить вето практически на любую продукцию из этой отрасли. Поэтому производители различного рода сложного технологического и промышленного оборудования, а также запасных частей готовы осуществлять поставки только при отсутствии рисков нарушения установленных санкционных ограничений.

Более комфортная обстановка наблюдается для бизнеса, связанного с продажей косметических товаров, средств бытовой химии, одежды, электроники. Производители «относительно запрещенных» товаров вполне свободно осуществляют прямые поставки. С той лишь оговоркой, что растет стоимость грузоперевозок и расходов на оформление таможенного транзита.

В этой связи в целях обеспечения поставок «первой» из вышеуказанных категорий товаров российские импортеры прибегают к различным механизмам, позволяющим обходить установленные санкции — например, работают с посредниками из третьих стран и/или осуществляют оплату товаров агентам через банковские учреждения государств, не попавших под санкции. Поставки «второй категории» товаров идут как и в прежние, «досанкционные» времена, однако усложняются получением дополнительных документов от поставщиков.

При ввозе «первой категории» грузов одной из самых значительных сложностей для отечественных компаний является документальное подтверждение страны происхождения товаров. Поскольку необходимо предоставить надлежащим образом оформленный сертификат, в котором декларант указан как получатель, а иностранный экспортер как отправитель, а документ должен быть выдан для предъявления в России при условии использования в поставках посреднических компаний из третьих стран. Даже при работе со «второй категорией» товаров российские импортеры ощутили значительное усиление контроля со стороны таможенных органов.

Многое в перевозках в/из ЕАЭС и ЕС зависит от того, насколько квалифицированно продавец и его таможенный агент подготовят техническое описание, документ о неприменении двойного назначения товара и сертификат конечного пользователя — чтобы европейский регулятор разрешил ввоз/вывоз, а таможня пропустила груз. Назрела объективная необходимость симбиоза бизнес-сообщества и таможенных органов. Оперативное движение товаров через границы — не просто желательный аспект международной торговли, это критически важный компонент, от которого зависит конкурентоспособность страны в целом. Логистика и таможня — два взаимосвязанных сектора, которые должны работать синхронно, чтобы обеспечить максимальное взаимопонимание при планировании и внедрении прогрессивных новаций в целях бесперебойного движения грузов с соблюдением всех правил, нормативов и регуляций.
Архив